Ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Комментарии к ст. 253 ТК РФ
1. Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (далее — Концепция), разработанная Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Она представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни и иных аспектов демографического развития.
Цель демографического развития Российской Федерации — стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
1) в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
- увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
- улучшение репродуктивного здоровья населения;
- улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
2) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
- создание предпосылок для повышения рождаемости;
- всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
- создание условий для самореализации молодежи;
- обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка и т.д.;
3) в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:
- укрепление здоровья детей и подростков прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также за счет развития физической культуры и спорта и организации досуга;
- улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
- сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.
Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.
Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма. При этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием.
В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников;
4) в области охраны и укрепления здоровья граждан: совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.
В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения необходимо повышать роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также проводить структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.
Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.
Реализация региональных программ профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний создаст реальные предпосылки для снижения количества осложнений и уровня смертности от злокачественных новообразований.
Особого внимания требуют соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.
Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, а также на внедрение принципов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма, должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения. Законодательство должно предусматривать ответственность работодателей и других должностных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья людей, работающих во вредных и тяжелых условиях.
Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание условий для максимального использования потенциала инвалидов.
В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы;
5) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
- формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с 2 детьми и более;
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работу с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.
В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.
Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.
2. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 6.
3. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.
4. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162.
Чтобы ориентироваться в этом Перечне, полезно использовать классификатор, который делит работы на разделы, состоящие из пунктов, имеющих сквозную нумерацию:
I. Работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную (п. 1)
- Подземные работы (п. 2)
- Металлообработка (п. п. 3 — 23)
- Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (п. п. 24 — 52)
- Горные работы (п. п. 53 — 91)
- Геологоразведочные и топографо-геодезические работы (п. п. 92 — 94)
- Бурение скважин (п. п. 95 — 107)
- Добыча нефти и газа (п. п. 108 — 123)
- Черная металлургия (п. п. 124 — 172)
- Цветная металлургия (п. п. 173 — 203)
- Ремонт оборудования электростанций и сетей (п. п. 204 — 205)
- Производство абразивов (п. п. 206 — 210)
- Электротехническое производство (п. п. 211 — 219)
- Радиотехническое и электронное производства (п. п. 220 — 222)
- Производство и ремонт летательных аппаратов (п. 223)
- Судостроение и судоремонт (п. п. 224 — 238)
- Химические производства (п. п. 239 — 269)
- Производство и переработка резиновых смесей (п. п. 270 — 274)
- Переработка нефти, газа, сланцев и угля, выработка синтетических нефтепродуктов, нефтяных масел и смазок (п. п. 275 — 279)
- Лесозаготовительные работы и лесосплав (п. п. 280 — 288)
- Производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них (п. п. 289 — 307)
- Производство цемента (п. 308)
- Обработка камня и производство камнелитейных изделий (п. п. 309 — 315)
- Производство железобетонных и бетонных изделий и конструкций (п. 316)
- Производство теплоизоляционных материалов (п. п. 317 — 318)
- Производство мягкой кровли и гидроизоляционных материалов (п. 319)
- Производство стекла и стеклоизделий (п. п. 320 — 324)
- Текстильная и легкая промышленность (п. п. 325 — 341)
- Пищевая промышленность (п. п. 342 — 363)
- Железнодорожный транспорт и метрополитен (п. п. 364 — 386)
- Автомобильный транспорт (п. п. 387 — 391)
- Морской транспорт (п. п. 392 — 399)
- Речной транспорт (п. п. 400 — 404)
- Гражданская авиация (п. п. 405 — 409)
- Связь (п. 410)
- Полиграфическое производство (п. п. 411 — 416)
- Производство музыкальных инструментов (п. п. 417 — 418)
- Сельское хозяйство (п. п. 419 — 427)
- Работы, выполняемые в различных отраслях экономики (п. п. 428 — 456).
Примечания:
1. Работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ.
2. Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда:
- генеральный директор, директор, начальник, технический руководитель, управляющий, главный инженер шахт и рудников на добыче угля, рудных и нерудных ископаемых подземным способом на строительстве метрополитена, тоннелей, шахтостроительных и шахтопроходческих управлений, строительных и строительно-монтажных управлений и строительств и других подземных сооружений, их заместители и помощники; начальник, главный инженер горных цехов и участков, их заместители и помощники; старший инженер, инженер, техник, другие руководители, специалисты и служащие, не выполняющие физической работы; инженер, техник, лаборант, другие специалисты и служащие, не выполняющие физической работы и с непостоянным пребыванием под землей; главный маркшейдер, старший маркшейдер, маркшейдер рудника, шахты, маркшейдер; главный геолог, главный гидрогеолог, главный гидролог, геолог рудника, шахты, геолог, гидрогеолог рудника, шахты, гидрогеолог, гидролог;
- работники, обслуживающие стационарные механизмы, имеющие автоматический пуск и остановку и не выполняющие других работ, связанных с физической нагрузкой; работники, проходящие курс обучения и допущенные к стажировке в подземных частях организаций;
- работники научных и образовательных учреждений, конструкторских и проектных организаций;
- врач, средний и младший медицинский персонал, буфетчик и другие работники, занятые санитарным и бытовым обслуживанием.
5. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105.
Примечания:
1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.
Нормы установлены в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда для женщин, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм и видов собственности. Они обязательны для применения с момента их утверждения при разработке проектной документации проектными, конструкторскими и технологическими организациями.
Контроль за внедрением этих норм возложен на Государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации.
6. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» запрещено:
- привлечение женщин в возрасте до 35 лет к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств;
- применение труда беременных женщин в растениеводстве и животноводстве с момента выявления беременности;
- обучение и прием на работу женщин трактористами-машинистами, водителями грузовых автомашин.
Этим же Постановлением установлены для женщин, работающих в сельской местности:
- повышенная на 30% оплата труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 ч);
- беременным женщинам и кормящим матерям бесплатная выдача продуктов питания, производимых хозяйством. Нормы выдачи определяются трудовым коллективом;
- возмещение за счет средств хозяйств кредита, выданного молодым семьям на строительство собственного жилого дома, не менее 2 тыс. руб. при рождении первого, не менее 3 тыс. руб. — второго и не менее 5 тыс. руб. — третьего ребенка.
7. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28 октября 1996 г. N 32.
8. Распоряжением Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области от 8 августа 2008 г. N 48 утв. Методические рекомендации по обеспечению требований безопасности при использовании труда женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет и пенсионеров.
9. Методические рекомендации N 11-8/240-09 «Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека» утв. Департаментом Госсанэпиднадзора России 12 июля 2002 г.