Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 253. Трудового кодекса РФ. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин

Ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


Комментарии к ст. 253 ТК РФ


1. Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (далее — Концепция), разработанная Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Она представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.

Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни и иных аспектов демографического развития.

Цель демографического развития Российской Федерации — стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Задачами демографического развития Российской Федерации являются:

1) в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

2) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

  • создание предпосылок для повышения рождаемости;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка и т.д.;

3) в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:

  • укрепление здоровья детей и подростков прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также за счет развития физической культуры и спорта и организации досуга;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
  • улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
  • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма. При этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием.

В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников;

4) в области охраны и укрепления здоровья граждан: совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.

Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.

В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения необходимо повышать роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также проводить структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.

Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.

Реализация региональных программ профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний создаст реальные предпосылки для снижения количества осложнений и уровня смертности от злокачественных новообразований.

Особого внимания требуют соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.

Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, а также на внедрение принципов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма, должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения. Законодательство должно предусматривать ответственность работодателей и других должностных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья людей, работающих во вредных и тяжелых условиях.

Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание условий для максимального использования потенциала инвалидов.

В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы;

5) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

  • формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с 2 детьми и более;
  • повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
  • создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работу с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
  • обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
  • повышение воспитательного потенциала семьи;
  • разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.

В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

2. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 6.

3. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.

4. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162.

Чтобы ориентироваться в этом Перечне, полезно использовать классификатор, который делит работы на разделы, состоящие из пунктов, имеющих сквозную нумерацию:

I. Работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную (п. 1)

  1. Подземные работы (п. 2)
  2. Металлообработка (п. п. 3 — 23)
  3. Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (п. п. 24 — 52)
  4. Горные работы (п. п. 53 — 91)
  5. Геологоразведочные и топографо-геодезические работы (п. п. 92 — 94)
  6. Бурение скважин (п. п. 95 — 107)
  7. Добыча нефти и газа (п. п. 108 — 123)
  8. Черная металлургия (п. п. 124 — 172)
  9. Цветная металлургия (п. п. 173 — 203)
  10. Ремонт оборудования электростанций и сетей (п. п. 204 — 205)
  11. Производство абразивов (п. п. 206 — 210)
  12. Электротехническое производство (п. п. 211 — 219)
  13. Радиотехническое и электронное производства (п. п. 220 — 222)
  14. Производство и ремонт летательных аппаратов (п. 223)
  15. Судостроение и судоремонт (п. п. 224 — 238)
  16. Химические производства (п. п. 239 — 269)
  17. Производство и переработка резиновых смесей (п. п. 270 — 274)
  18. Переработка нефти, газа, сланцев и угля, выработка синтетических нефтепродуктов, нефтяных масел и смазок (п. п. 275 — 279)
  19. Лесозаготовительные работы и лесосплав (п. п. 280 — 288)
  20. Производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них (п. п. 289 — 307)
  21. Производство цемента (п. 308)
  22. Обработка камня и производство камнелитейных изделий (п. п. 309 — 315)
  23. Производство железобетонных и бетонных изделий и конструкций (п. 316)
  24. Производство теплоизоляционных материалов (п. п. 317 — 318)
  25. Производство мягкой кровли и гидроизоляционных материалов (п. 319)
  26. Производство стекла и стеклоизделий (п. п. 320 — 324)
  27. Текстильная и легкая промышленность (п. п. 325 — 341)
  28. Пищевая промышленность (п. п. 342 — 363)
  29. Железнодорожный транспорт и метрополитен (п. п. 364 — 386)
  30. Автомобильный транспорт (п. п. 387 — 391)
  31. Морской транспорт (п. п. 392 — 399)
  32. Речной транспорт (п. п. 400 — 404)
  33. Гражданская авиация (п. п. 405 — 409)
  34. Связь (п. 410)
  35. Полиграфическое производство (п. п. 411 — 416)
  36. Производство музыкальных инструментов (п. п. 417 — 418)
  37. Сельское хозяйство (п. п. 419 — 427)
  38. Работы, выполняемые в различных отраслях экономики (п. п. 428 — 456).

Примечания:

1. Работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ.

2. Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда:

  • генеральный директор, директор, начальник, технический руководитель, управляющий, главный инженер шахт и рудников на добыче угля, рудных и нерудных ископаемых подземным способом на строительстве метрополитена, тоннелей, шахтостроительных и шахтопроходческих управлений, строительных и строительно-монтажных управлений и строительств и других подземных сооружений, их заместители и помощники; начальник, главный инженер горных цехов и участков, их заместители и помощники; старший инженер, инженер, техник, другие руководители, специалисты и служащие, не выполняющие физической работы; инженер, техник, лаборант, другие специалисты и служащие, не выполняющие физической работы и с непостоянным пребыванием под землей; главный маркшейдер, старший маркшейдер, маркшейдер рудника, шахты, маркшейдер; главный геолог, главный гидрогеолог, главный гидролог, геолог рудника, шахты, геолог, гидрогеолог рудника, шахты, гидрогеолог, гидролог;
  • работники, обслуживающие стационарные механизмы, имеющие автоматический пуск и остановку и не выполняющие других работ, связанных с физической нагрузкой; работники, проходящие курс обучения и допущенные к стажировке в подземных частях организаций;
  • работники научных и образовательных учреждений, конструкторских и проектных организаций;
  • врач, средний и младший медицинский персонал, буфетчик и другие работники, занятые санитарным и бытовым обслуживанием.

5. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105.

Примечания:

1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Нормы установлены в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда для женщин, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм и видов собственности. Они обязательны для применения с момента их утверждения при разработке проектной документации проектными, конструкторскими и технологическими организациями.

Контроль за внедрением этих норм возложен на Государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации.

6. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» запрещено:

  • привлечение женщин в возрасте до 35 лет к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств;
  • применение труда беременных женщин в растениеводстве и животноводстве с момента выявления беременности;
  • обучение и прием на работу женщин трактористами-машинистами, водителями грузовых автомашин.

Этим же Постановлением установлены для женщин, работающих в сельской местности:

  • повышенная на 30% оплата труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 ч);
  • беременным женщинам и кормящим матерям бесплатная выдача продуктов питания, производимых хозяйством. Нормы выдачи определяются трудовым коллективом;
  • возмещение за счет средств хозяйств кредита, выданного молодым семьям на строительство собственного жилого дома, не менее 2 тыс. руб. при рождении первого, не менее 3 тыс. руб. — второго и не менее 5 тыс. руб. — третьего ребенка.

7. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28 октября 1996 г. N 32.

8. Распоряжением Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области от 8 августа 2008 г. N 48 утв. Методические рекомендации по обеспечению требований безопасности при использовании труда женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет и пенсионеров.

9. Методические рекомендации N 11-8/240-09 «Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека» утв. Департаментом Госсанэпиднадзора России 12 июля 2002 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Юридическая помощь онлайн

Помощь онлайн

Отправьте нам сообщение, чтобы мы узнали о том, что Вам нужна наша помощь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.