Профессионализм
В компании работает более 20 юристов профессионалов с опытом работы более 10 лет
Надежность
Десятилетний опыт работы на рынке. Внушительный опыт взаимодействия с гос. органами всех уровней
Узкая специализация
Все наши юристы имеют определеную специализацию в области права
Скорость обслуживания
Первичная профессиональная консультация, а иногда и решение Вашего вопроса без затрат уже через 5 минут
Услуги наших юристов и адвокатов
Автоюрист
Консультация и урегулирование споров со страховщиками по договорам автострахования ОСАГО и КАСКО. Возмещение вреда причиненного жизни, здоровью потерпевшего.
Административные правонарушения
Юридическая и правовая помощь при нарушениях ПДД и лишении водительских прав. Защита по делам об административных правонарушениях.
Арбитражные споры
Урегулирование финансовых разногласий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Привлечение к ответственности по договорным обязательствам.
Банкротство
Законодательная процедура по признанию всех долгов безнадежными ко взысканию. Списание долгов.
Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным правам граждан. Вселение и выселение по договору социального найма.
Трудовые споры
Урегулирование разногласий между работником и работодателем. Защита трудовых прав граждан при нарушении норм трудового права.

Статья 1. Лесного кодекса РФ. Основные принципы лесного законодательства

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

  1. устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
  2. сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
  3. использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
  4. обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  5. воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
  6. обеспечение охраны и защиты лесов;
  7. участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
  8. использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
  9. подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
  10. недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  11. платность использования лесов.

Комментарии к ст. 1 ЛК РФ


По своему значению любые принципы являются основными, исходными положениями какой-либо теории, учения, руководящими идеями, основными правилами. Законодатель достаточно часто в кодифицированных источниках, в федеральных законах применяет использование принципов той или иной отрасли законодательства. Прослеживается тесная связь основных принципов лесного законодательства с основными принципами охраны окружающей среды, закрепленными в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». И это естественно, т.к. лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются смежными, а с точки зрения отрасли права они объединены экологическим правом как его составные части: названный Федеральный закон относится к природоохранительному законодательству, а Лесной кодекс — к природоресурсному законодательству.

Принцип сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду имеет конституционное начало. В статье 42 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом, в целях реализации положения Конституции данный принцип лесного законодательства подчеркивает ценные функции лесов, сохраняя которые, можно обеспечить право каждого на благоприятную окружающую среду. Положение Конституции должно реализовываться посредством применения норм не только Лесного кодекса, но и всего комплекса правовых норм, регламентирующих использование и охрану как отдельных природных ресурсов и комплексов, так и окружающей среды в целом.

Важным, на наш взгляд, является провозглашенный принцип об устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала. Действительно, сохранения лесов в надлежащем состоянии трудно добиться без устойчивого управления ими. Государственное управление систематически подвергается административным реформам, что в целом непосредственно связано с экономической и политической ситуацией в стране.

Лес по своей природе считается восполнимым природным ресурсом. Однако надо учитывать, что у каждой породы существует свой возраст рубки. Например, возрасты рубок в равнинных лесах Российской Федерации для сосны 141 — 160 лет, кедра — 241 — 280 лет, осины — 61 — 70 лет. Поэтому неслучаен акцент законодателя на учете длительности выращивания лесов при их использовании. Кроме того, в разных зонах произрастание леса происходит неодинаково (например, на севере лес растет очень медленно).

См.: Бит Ю.А., Вавилов С.В. Измерения объемов круглого леса: Справ. СПб.: ПРОФИКС, 2003. С. 13.

«Лес — экологический фактор огромного значения. С учетом экологии необходимо решать многие практические вопросы, связанные с защитным назначением лесов. Лес оказывает комплексное влияние на среду. Ограничивая действие прямой солнечной радиации, он создает особую, преимущественно благоприятную для человека среду. Влияние леса проявляется через изменение таких жизненных для человека субстанций, как воздух и вода, а также других существенных экологических факторов — почвы, фауны и других, обусловливающих экологию человека». Ключевая роль, которую играют все виды лесов в деле поддержания экологических процессов и равновесия на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях посредством, в частности, защиты уязвимых экосистем, водосборных районов и пресноводных ресурсов и в качестве накопителей биоразнообразия и биологических ресурсов и источников генетического материала для биотехнической продукции, а также фотосинтеза, была отмечена в Докладе Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3 — 14 июня 1992 г.). Таким образом, представленный принцип использования лесов с учетом их глобального экологического значения важен в целях достижения глобального консенсуса по вопросу лесов.

Мелехов И.С. Лесоведение: Учеб. 3-е изд., испр. и доп. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. С. 208.

Следует отметить, что ст. 2 старой редакции Лесного кодекса РФ включала в себя некоторые принципы, упомянутые в комментируемой статье.

Пунктом 2 ст. 36 Конституции РФ закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В настоящее время существует обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, установленная Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 77). Поэтому принцип об использовании лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, реализует вышеуказанные положения.

Новеллой вновь принятого Лесного кодекса РФ является исключение деления лесов на группы, бытовавшее не один десяток лет. Подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных свойств находит свое отражение в тексте нового Кодекса как сообразная альтернатива группам лесов.

Платность использования лесов как принцип лесного законодательства тесно переплетается с принципом платности природопользования, установленным Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Использование лесов — это один из видов природопользования, поэтому связь этих принципов очевидна.

Некоторые вопросы вызывает новый принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления. Как видно из его содержания, речь идет об органах государственной власти вообще, т.е. как федерального, так и регионального уровня. При этом отметим, что в соответствии со ст. 4 ЛК РФ и Российская Федерация, и субъекты РФ, и муниципальные образования наравне с гражданами и юридическими лицами являются участниками лесных отношений. От имени РФ, ее субъектов, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют, соответственно, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, полномочия которых регламентированы ст. 81 — 84 настоящего Кодекса. В таком случае не совсем ясно, о каких ограничениях использования лесов указанными органами идет речь. На наш взгляд, это касается отсутствия права, установленного ст. 24 комментируемого Кодекса: органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления нельзя предоставлять лесные участки, т.е. указанные органы не могут быть лесопользователями. Хотя сегодня, в отличие от старой редакции Кодекса, такой термин законодателем не упоминается. Получается, реализуя право федеральной собственности на земли лесного фонда, установленное законодательством, Российская Федерация лесопользователем не является.

Принципы необходимы как для применения действующего законодательства, так и для будущего правотворчества в рамках соответствующего нормативного документа, поэтому формальность их содержания должна исключаться.

Статья 2. Лесного кодекса РФ. Лесное законодательство

1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.


Комментарии к ст. 2 ЛК РФ


Начиная с 2004 г. постоянно пересматривалась компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования. Назовем ряд федеральных законов, которые вносили изменения во весь спектр источников экологического права, затрагивая в том числе интересующий нас вопрос разграничения полномочий:

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»;

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Вопрос о пределах правотворчества субъектов по предметам совместного ведения экологического законодательства не был исключением в поле зрения указанных федеральных законов. Причем большие полномочия предоставлялись то федеральным органам, то органам субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся как вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, так и само земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. «Все субъекты Российской Федерации являются равноправными. Таким образом, руководствуясь также Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2006 г.), они вправе осуществлять собственное нормотворчество по вопросам совместного ведения. Также в соответствии со ст. 3 указанного Закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев. Однако следует подчеркнуть, что законодателем, как правило, не дается в исчерпывающем виде ни перечень полномочий федеральных органов, ни перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ. В связи с чем и возникают вопросы, не превысили ли субъекты РФ свои полномочия по изданию того или иного нормативного акта. Сама по себе правовая конструкция «совместное ведение» на уровне нормативного документа не раскрыта. Тем не менее следует придерживаться как сложившейся судебной практики, так и имеющихся комментариев к Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения». Ныне действующая редакция подчеркивает возможность каждого из уровней власти осуществлять нормотворчество в рамках лесного законодательства исходя из своих полномочий, которые установлены в ст. 81 — 84 настоящего Кодекса. И обратим внимание на то, что только полномочия органов местного самоуправления носят исчерпывающий характер.

Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. С. 9.

Из текста статьи также вытекает, что лесное законодательство регулирует лесные отношения и состоит из разного уровня нормативных правовых актов по их юридической силе. Следует отметить, что, в отличие от старой редакции Лесного кодекса, в новой вопрос о месте и роли международного права в области использования, охраны и защиты лесов не упоминается. Тем не менее п. 4 ст. 15 Конституции РФ действует и прямо говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Речь идет об источниках национальной системы права, причем имеющих наивысшую юридическую силу.

Статья 3. Лесного кодекса РФ. Отношения, регулируемые лесным законодательством

1. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.


Комментарии к ст. 3 ЛК РФ


Пункт 1 комментируемой статьи прямо подчеркивает, что предметом регулирования лесного законодательства являются лесные отношения. Только вот определение этим лесным отношениям законодатель не дает. В старой редакции Лесного кодекса было определено, что лесные отношения — это отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, земель лесного фонда. Исключение такого определения может породить много дискуссий, поскольку размежевание смежных отраслей права и законодательства — вопрос очень сложный. А вот не разграничивать их нельзя, поскольку могут отличаться предметы ведения и т.д. Например, если гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ, а лесное — законодательство в совместном, то могут возникнуть вопросы относительно компетенции государственных органов, принимающих соответствующий нормативный акт. Массив статей, посвященный порядку проведения аукциона по продаже лесных участков, явно находится на стыке гражданского и лесного законодательства. А поскольку законодатель не определил, что же входит в понятие лесных отношений, ставится под сомнение возможность правотворчества субъектов РФ в данном вопросе. Или, например, в п. 6 ст. 75 Кодекса, что исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов РФ. Сразу возникает сомнение, а не внедряется ли в данном случае субъект РФ в гражданское законодательство при реализации данного пункта и т.д.

«Любая отрасль права, любое законодательство состоит из совокупности норм права, регулирующих те или иные общественные отношения. Поскольку изолированным образом общественные отношения не существуют, то и нормы законодательства, их регламентирующие, имеют особенность дополнять друг друга.

Вопрос соотношения смежных отраслей права сложен. Так, лес обладает лесной растительностью, являющейся средой обитания животного мира. В лесу не исключено наличие полезных ископаемых, водных объектов. Таким образом, мы видим прямую необходимость размежевания норм лесного законодательства, земельного законодательства, водного законодательства, законодательства о животном мире, о недрах, об охране окружающей среды, гражданского законодательства и др.»

Один из практических вопросов связан с оборотоспособностью природных объектов, т.е. способностью их свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Понятие оборотоспособности закреплено в ст. 129 Гражданского кодекса РФ. В пункте 2 комментируемой статьи сделан акцент на том, что оборот лесных участков регулируется гражданским, земельным и лесным законодательством. Причем приоритет в данном вопросе остается за настоящим Кодексом. Не совсем понятно, о каких «других» федеральных законах как приоритетных говорит законодатель.

Статья 4. Лесного кодекса РФ. Участники лесных отношений

1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.


Комментарии к ст. 4 ЛК РФ


Круг участников лесных отношений по сравнению с ранее действовавшим Лесным кодексом РФ 1997 г. не изменился, ими по-прежнему являются сама Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Законодатель не называет участниками лесных отношений исключительно граждан РФ.

См. также комментарий к ст. 1 настоящего Кодекса.

Статья 5. Лесного кодекса РФ. Понятие леса

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.


Комментарии к ст. 5 ЛК РФ


Комментируемая статья характерна своей незавершенностью. Мало того, что в настоящем Кодексе отсутствует закрепление терминов и определений, но и имеющиеся определения полностью не раскрывают содержание определяемых объектов. Лесной кодекс РФ 1997 г. тоже не содержал четкого определения понятия леса, лишь в преамбуле было определено, что лес — совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. В одном из проектов Лесного кодекса встречалось определение леса как природного объекта, составляющего целостную совокупность лесной растительности, земли, почвы, других компонентов, находящихся во взаимосвязи между собой и внешней средой (лесная экосистема). В другом законопроекте понятие леса привязывалось к размеру гектаров земли, на котором плотно произрастает лесная растительность. Некоторыми учеными разрабатывалось понятие леса как основного типа растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов с сомкнутыми кронами. Определение, содержащееся в комментируемой статье, более чем не конкретно, оно подчеркивает только, что лес — это экологическая система, природный ресурс. Что входит в указанную экологическую систему, не отражается. Использование, охрана, защита, воспроизводство, о которых идет речь, практически являются составляющими лесных отношений, что, однако, также Кодексом четко не отмечено.

Вот одни из определений экосистемы, имеющиеся в энциклопедической литературе. «Экосистема (экологическая система) — 1) любое сообщество живых существ и среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимосвязи и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Выделяют микроэкосистемы (например, ствол гниющего дерева и т.п.), мезоэкосистемы (лес, пруд и т.п.) и макроэкосистемы (океан, континенты и т.п.). Глобальная экосистема одна — биосфера; 2) синоним биогеоценоза. Биогеоценоз правильнее рассматривать как иерархически элементарную комплексную, т.е. состоящую из биотопа и биоценоза, экосистему — своеобразную клеточку (по аналогии с клеточным строением организмов) биосферы; 3) информационно саморазвивающаяся, термодинамически открытая совокупность вещества и энергии, единство и функциональная связь которых в пределах характерного для определенного участка биосферы времени и пространства обеспечивают превышение на этом участке внутренних закономерных перемещений вещества, энергии и информации над внешним обменом (в том числе между соседними аналогичными совокупностями) и на основе этого неопределенно долгую саморегуляцию и развитие целого под управляющим воздействием биотических и биогенных составляющих».

Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Гимадеева. Казань: Природа, 2000. С. 451, 452.

Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утв. Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. N 203), разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, содержит определение леса, установленное в соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г.: «3.1.3. Лес — целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и с внешней средой».

Классик лесоводства Г.Ф. Морозов, признанный творец учения о лесе, первым раскрыл суть леса, определив три понятия. Во-первых, показал, что «под лесом нужно понимать совокупность древесных растений, измененных как в своей внешней форме, так и в своем внутреннем строении под влиянием воздействия их друг на друга, на занятую почву и атмосферу». Во-вторых, «лес есть не только совокупность растений, но и вместе с ними и животных, т.е. комплекс всего живого, где все составные компоненты взаимодействуют между собой и с окружающей средой, непрерывно изменяясь». Фактически Г.Ф. Морозов был первым, понявшим так лес и назвавшим его биоценозом. В-третьих, непрерывно и всюду отмечая, что лес есть явление географическое, и подчеркивая, что на лес надо смотреть еще шире и глубже, а именно как на ландшафт или часть земного пространства вместе с растениями и животными, Г.Ф. Морозов говорит: «За расчленением земной поверхности идет расчленение почвенного покрова и прилегающих слоев атмосферы, а все взятое вместе влечет за собою и расчленение растительного покрова». И далее: «Лес есть явление географическое, разнообразные формы которого и их жизнь не могут быть поняты вне связи этих образований с внешней или географической средой. Настолько тесна и глубока эта связь, что под лесом, в сущности, мы должны разуметь не только одну совокупность древесных растений, объединенных взаимною связью, но и ту среду, ту арену, в которой разыгрываются те социальные процессы, которые мы все собираем, как в фокусе, в понятии «лес». Лес есть стихия и, подобно степям, пустыням, тундрам, есть часть ландшафта, часть, стало быть, земной поверхности, занятой, в силу ее определенных биологических свойств, соответственными лесными сообществами».

Статья 6. Лесного кодекса РФ. Земли, на которых располагаются леса

1. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

3. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.


Комментарии к ст. 6 ЛК РФ


Эта статья — одна из самых важных статей Кодекса. В ней мы сталкиваемся с понятием леса и земель, на которых леса располагаются. Лесной кодекс РФ 1997 г. содержал понятие лесного фонда и в ст. 7 раскрывал, что такое лесной фонд. Вновь принятый Кодекс такого понятия не только не раскрывает, но и не содержит вообще. При этом законодатель оперирует институтом земель лесного фонда. Получается, что самого лесного фонда как понятия нет, а его земли существуют. В Российской Федерации установлено семь категорий земель в соответствии с Земельным кодексом РФ:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

«Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения. Приведенные 7 основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой. Не случайно Особенная часть Земельного кодекса РФ с описанием режимов земель строится в зависимости от категорий земель».

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001. С. 28.

Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указанная статья Земельного кодекса не изменена. А вот в содержание ст. 101 ЗК РФ («Земли лесного фонда») внесены существенные изменения. Пункты 2 — 5 ст. 101 ЗК РФ признаны утратившими силу Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» со дня официального опубликования, т.е. с 8 декабря 2006 г. (день официального опубликования в «Российской газете»). Пункты 1 и 6 ст. 101 ЗК РФ остались в силе. Так, пункт 1 устанавливает, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Если старая редакция ЛК РФ имела специальную статью, посвященную составу земель лесного фонда с описанием лесных и нелесных земель, с более подробным описанием составляющих, нежели в п. 1 ст. 101 ЗК РФ, то действующая редакция Лесного кодекса состав земель лесного фонда вообще не описывает. Как видим, этот вопрос остался только в предмете регулирования Земельного кодекса РФ, а Лесной кодекс РФ в ст. 23 устанавливает, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Привычная структура Лесного кодекса РФ 1997 г. в действующей редакции Лесного кодекса, как видим, не прослеживается. Законодатель предпринял попытку размежевания вопросов, относящихся исключительно к лесному или земельному законодательству, описывая, например, состав земель лесного фонда только в Земельном кодексе, а не в Лесном кодексе. Насколько оправданы данные нововведения, сможет показать только практика, а длительность ее с интенсивными темпами изменения действующего федерального законодательства в области охраны окружающей среды и использования отдельных природных ресурсов ставится под сомнение. Так что хорошо это или нет, можно и не успеть проанализировать.

Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утв. Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. N 203), разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, содержит следующие определения состава земель лесного фонда.

3.1.28. Лесные земли. Земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее произрастания.

3.1.29. Нелесные земли. Земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, но не для произрастания лесной растительности, а также непригодные для нее и неудобные для использования, расположенные в границах лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности.

Примечание. К нелесным землям относятся земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также болотами, каменистыми россыпями и др.

3.1.30. Покрытые лесной растительностью земли. Лесные земли, на которых произрастают сомкнутые древостои.

3.1.31. Не покрытые лесной растительностью земли. Лесные земли, на которых нет сомкнутых древостоев.

Лесонепокрытые земли. Примечание. Лесонепокрытые земли включают:

вырубки, гари, погибшие древостои, прогалины, пустыри, редины и др.

3.1.32. Прогалины. Небольшие участки лесонепокрытых земель без деревьев, сохранившие элементы лесной растительности.

3.1.33. Пустыри. Значительные по площади старые вырубки, гари и др. участки лесонепокрытых земель, на которых спустя установленный в лесоводстве период нет возобновления леса.

3.1.34. Хозяйственные редины. Участки лесных земель с редкими несомкнутыми древостоями и с молодыми деревьями периода возобновления, из которых не могут сформироваться сомкнутые древостои без мероприятий по возобновлению леса в условиях, где такие древостои могут произрастать.

3.1.35. Естественная редина. Редколесье. Лесные земли с редким древостоем в экстремальных лесорастительных условиях, не обеспечивающих произрастание сомкнутых древостоев.

3.1.36. Болота. Участки избыточно увлажненных нелесных земель с древесной растительностью и без нее, на которых лесорастительные условия не обеспечивают произрастание сомкнутых древостоев.

3.1.37. Поляны. Участки нелесных земель, расположенные среди леса, заросшие травянистой растительностью.

Примечание. В лесах, имеющих рекреационное значение, выделяются «ландшафтные поляны» как элементы рекреационного ландшафта, обладающие определенными эстетическими свойствами и подлежащие сохранению.

3.1.38. Просеки. Очищенные от деревьев и кустарников или специально не занятые ими при лесовыращивании полосы в лесу, имеющие различное назначение и относящиеся к нелесным землям.

Примечание. Ширину просек устанавливают в соответствии с их назначением.

3.1.39. Опушка леса. Полоса леса, расположенная на границе с безлесной территорией.

3.1.40. Стены леса. Полосы леса, примыкающие к вырубкам и часто выполняющие роль источников обсеменения и др. лесоводственно-экологические функции.

Как видно из комментируемой статьи, леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Ранее Кодекс ограничивал эти категории тремя:

  • земли обороны — на них располагаются леса обороны;
  • земли городских поселений — на них располагаются городские леса;
  • земли сельских поселений — на них располагаются леса сельских поселений, которые не входили в лесной фонд и назывались лесами, не входящими в лесной фонд.

Понятие «леса, не входящие в лесной фонд» новый Кодекс не применяет и указывает, что леса могут располагаться на всех без исключения категориях земель. Вот только правовой режим у этих лесов будет разный в зависимости от того, располагаются они на землях лесного фонда или нет. Напомним, что само понятие «лесной фонд» Лесной кодекс не раскрывает.

Лесной кодекс придерживается тенденции земельного законодательства о целевом использовании земель, т.е. целевом использовании соответствующих лесов на этих землях. В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Федеральным законом о введении в действие Лесного кодекса РФ был исключен п. 4 ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, который вступил в силу со дня официального опубликования Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Статья 10 Градостроительного кодекса содержала перечни схем территориального планирования Российской Федерации. Одним из документов территориального планирования Российской Федерации были схемы территориального планирования Российской Федерации в области использования и охраны лесного фонда. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса). Устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) (максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования участков и объектов капитального строительства, являются градостроительным регламентом (подп. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается как ст. 8 Земельного кодекса РФ, так и специальным Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Последние изменения в данный Федеральный закон были внесены Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и вступают в силу с 1 января 2007 г. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий изменен.

Во-первых, если прежняя редакция специального Федерального закона имела установленный порядок перевода для земель лесного фонда в целом, то новая редакция устанавливает особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, а про земли, не подпадающие под данные виды земель лесного фонда, речи не идет.

Во-вторых, изменились основания для перевода. В настоящее время существует три основания для перевода: 1) организация особо охраняемых природных территорий; 2) установление или изменение черты поселения; 3) размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

В-третьих, если старая редакция Закона предусматривала необходимость получения государственной экологической экспертизы на случай перевода земель лесного фонда в установленных случаях, то сегодня (учитывая формулировку подп. 4 п. 4 ст. 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» о том, что заключение государственной экологической экспертизы требуется только, если ее проведение предусмотрено федеральными законами) специальная статья о переводе земель лесного фонда данного Федерального закона этого не предусматривает. В специальном Федеральном законе «Об экологической экспертизе» это тоже не прописано. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», вступающего в силу 8 декабря 2007 г., земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В-четвертых, исключена процедура перевода лесных земель в нелесные как из текста самого Лесного кодекса РФ, так и из Федерального закона «Об экологической экспертизе» (ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), несмотря на то что сами понятия лесных и нелесных земель в Земельном кодексе РФ остались.

Поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, как было и ранее, то согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ их перевод в другую категорию земель возможен только по решению Правительства РФ.

Статья 7. Лесного кодекса РФ. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.


Комментарии к ст. 7 ЛК РФ


Нет больше понятия участка лесного фонда, предоставляемого в пользование. Напомним смысл текста ранее действовавшего Лесного кодекса РФ в части понятия «участок лесного фонда»: «Несмотря на тесную взаимосвязь лесного и земельного законодательства, несмотря на то, что земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель, Лесной кодекс имеет специфику, отличающую его в корне от земельного законодательства. Объектом лесных отношений является участок лесного фонда — как комплекс земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью. Таким образом, к лесному законодательству неприменим термин «земельный участок», т.к. предметом договорных отношений становится именно участок лесного фонда».

Комментируемая статья полностью изменила представление о предмете договорных отношений в области лесопользования. Теперь законодатель подчеркивает, что предоставляется только земельный участок, называя его лесным участком. Напомним, что в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Во-первых, если придерживаться данного определения земельного участка для Лесного кодекса, следует все же на уровне закона подчеркнуть, что данное понятие земельного участка применимо не только для земельного участка как объекта земельных отношений, но и для земельного участка как объекта лесных отношений (лесного участка), чего не сделано. Во-вторых, видно, что остальные составляющие, входящие в понятие леса вообще в качестве предоставляемого объекта, не учитываются и не должны учитываться, т.е. ни растительность, ни животные, ни водные объекты, ни др. составляющие экологической системы. В-третьих, предел почвенного слоя не определен ни в отношении земельных отношений, ни в отношении лесных отношений.

Заметим, что в соответствии с комментируемым Кодексом лесной участок может находиться не только в составе земель лесного фонда, но и в составе земель иных категорий.

См. также комментарии к ст. 67, 69, 92 настоящего Кодекса.

Статья 8. Лесного кодекса РФ. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.


Комментарии к ст. 8 ЛК РФ


В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Статья 9. Лесного кодекса РФ. Право постоянного пользования лесными участками

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.


Комментарии к ст. 9 ЛК РФ


Законодатель стал придерживаться не только понятия лесного участка как земельного участка, но и наделил лесные участки видами земельных прав. Так, прежний Лесной кодекс РФ не знал такого вида прав на лесные участки, как право постоянного (бессрочного) пользования. В нем были определены сервитут, аренда, безвозмездное пользование, концессия, краткосрочное пользование. Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, были право безвозмездного пользования и краткосрочного пользования.

Земельный кодекс РФ 2001 г. оперирует следующими видами прав на земельные участки: собственность, аренда, сервитут, безвозмездное (срочное) пользование, постоянное (бессрочное) пользование (для ограниченного круга юридических лиц), пожизненное наследуемое владение.

Лесной кодекс РФ 2006 г. определяет право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды, право безвозмездного срочного пользования.

Как видим, практически только право собственности и право пожизненного наследуемого владения, присущие земельным участкам, отсутствуют в отношении лесных участков.

Статья устанавливает, что возникновение и прекращение указанных прав осуществляются по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено комментируемым Кодексом, т.е. приоритет в данном вопросе остается за Лесным кодексом РФ. При этом если ст. 9 касается всех лесных участков без исключения независимо от категории земель, на которых они расположены, то считается ли перечень видов прав на лесные участки в составе земель иных категорий в ст. 9 исчерпывающим? Как быть с п. 2 ст. 8 Лесного кодекса, который устанавливает в том числе любые формы собственности на лесные участки в составе иных категорий земель в соответствии с земельным законодательством? Земельное законодательство предусматривает право частной собственности на землю, ст. 27 не ограничивает и не изымает из оборота лесные участки в составе земель иных категорий.

Статья 10. Лесного кодекса РФ. Подразделение лесов по целевому назначению

1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

2. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

3. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 — 109 настоящего Кодекса.


Комментарии к ст. 10 ЛК РФ


В соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г. все леса в лесном фонде делятся на группы. В основу деления были положены экономические, экологические и социальные функции лесов. При разделении лесов на группы учитывалось их местоположение и функциональное назначение. По каждой группе лесов определялись границы участков лесного фонда. Правовой статус леса в зависимости от группы лесов влияет на порядок ведения лесного хозяйства в лесах, использования лесного фонда, изъятия участков лесного фонда и перевода земель в другие категории. Правительством РФ 15 сентября 1997 г. было принято Постановление N 1169 «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы» (с изм. и доп. от 4 мая 2005 г.). Приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 68 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности (действует с посл. изм.). Приказом от 30 декабря 1993 г. N 348 были утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса.

По категориям защитности делились только леса I группы — леса, основным назначением которых было выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Лесным кодексом РФ 1997 г. было установлено 20 категорий защитности. Леса I группы имели наибольшую ценность в плане экологического значения и выполнения природоохранных, оздоровительных функций, в сохранении биологических компонентов.

Целевое назначение лесов II группы выражалось как в экологической, так и народно-хозяйственной принадлежности. «Ко II группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется лимитировать режим лесопользования. Они подразделяются на эксплуатируемые и ОЗУ.

Размер лесопользования в этих лесах регулируется средним годичным приростом и наличными запасами спелой древесины. При установлении размера расчетной лесосеки по каждой хозсекции лесоустройство исходит из принципа рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования. В зависимости от состава и строения насаждений, природных и экономических условий проводятся как постепенные, выборочные, так и сплошные рубки.

В лесах II группы ведется в основном лесокультурная система лесного хозяйства эксплуатационного значения. Лесохозяйственные мероприятия направляются на быстрейшее восстановление запаса и повышение продуктивности насаждений, улучшение их санитарного состояния и водоохранно-защитных функций. Цель повышения продуктивности достигается мелиорацией земель, созданием лесных культур, реконструкцией малоценных насаждений, уходом за лесом, сокращением оборота рубки и др. Одним из путей повышения продуктивности лесного фонда, ускоренного производства древесины для промышленной переработки в условиях Европейско-Уральской части страны является создание специальных лесосырьевых плантаций.

Рубки ухода в лесах II группы являются не только средством лесоводственного ухода за насаждениями, но и важным источником удовлетворения потребностей населения в древесине. Им должна придаваться селекционная направленность».

Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Лесоустройство: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. С. 57, 58.

Леса III группы — леса многолесных регионов, имеющих преимущественно эксплуатационное значение. Именно леса данной группы использовались в качестве заготовки древесины и основной целью назначения имели хозяйственное использование. Леса III группы разделялись на освоенные и резервные. «К III группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.

Стратегия хозяйственного освоения этих лесов должна быть увязана с лесопромышленным и лесохозяйственным лесопользованием в тех и других природно-экономических районах. В этом отношении леса III группы неоднородны по степени и перспективам освоения. Они подразделяются на освоенные эксплуатацией, недоступные и неэксплуатируемые массивы, резервные леса и ОЗУ. В указанных категориях лесов задачи лесного хозяйства и лесоустройства неодинаковы…

Задачи лесоустройства в освоенной зоне лесов III группы сводятся к подготовке достоверных данных о количественной и качественной характеристике древостоев, расчету объемов возможного годичного лесопользования древесиной, оценке эффективности лесоэксплуатации, разработке рекомендаций по наиболее эффективной технологии рубки леса, способствующей лесовосстановлению естественным путем, а также мероприятий по охране и защите лесов».

Во всех группах леса могли выделяться особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.). Рослесхозом в 1993 г. (дополнением в 1997 г.) утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса. К ним относились: опушки леса шириной 100 м по границам с безлесными пространствами; небольшие участки леса до 100 га, расположенные среди безлесных пространств; прибрежные защитные полосы; участки леса в радиусе 300 м вокруг глухариных токов; опушки леса шириной 50 — 100 м, примыкающие к железным и автомобильным дорогам в защитных полосах вдоль этих дорог; участки леса в оврагах и балках; водоохранные зоны болот и др. Кроме особо защитных участков, выделялись также участки особо хозяйственного назначения (ОХН) — лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки, выдела-эталоны и др. Именно по принципу деления лесов на группы был разработан огромный массив подзаконных нормативных актов, строилась работа по ведению лесного хозяйства, проводилось лесоустройство.

Редакция Лесного кодекса РФ 2006 г. уже не применяет деление лесов на группы. Комментируемая статья выделяет три целевых назначения лесов, расположенных на землях лесного фонда, что соответствует новой классификации лесов на землях лесного фонда:

  • защитные леса (ранее данную функцию выполняли преимущественно леса I и II группы);
  • эксплуатационные леса (ранее данную функцию частично выполняли леса II группы и полностью леса III группы);
  • резервные леса (ранее данную функцию выполняли леса III группы).

Леса, расположенные на землях иных категорий, четкой классификации не имеют, законодатель лишь предоставил право отнесения их к защитным лесам. Заметим, что в Кодексе также имеет место деление защитных лесов на категории для лесов на землях лесного фонда, а также для лесов на землях иных категорий (ст. 102 ЛК РФ). В защитных лесах и эксплуатационных лесах также могут быть выделены особо защитные участки лесов.

Необходимость разработки подзаконных нормативных актов в рамках реализации новелл принятого Лесного кодекса РФ очевидна.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» леса I группы и категории защитности лесов I группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст. 102 ЛК РФ.

См. также комментарии к ст. 102 — 109 настоящего Кодекса.

ответы на вопросы прямо сейчас
Задать вопрос юристу
Пожалуйста представьтесь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

ГОТОВОЕ РЕШЕНИЕ — ОДИН ЗВОНОК ПО ТЕЛЕФОНУ

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 532-62-87. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.