Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 53. КВВТ РФ. Общие положения

1. Портовые гидротехнические сооружения, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное расположенное в порту имущество могут находиться в любой собственности.

Средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов, оборудование технологической связи речного транспорта, объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством могут находиться только в федеральной собственности.

2. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности портовые гидротехнические сооружения, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное расположенное в порту имущество (за исключением средств навигационного оборудования и других объектов навигационно-гидрографического обеспечения, объектов и сооружений, входящих в системы управления движением судов, оборудования технологической связи речного транспорта, объектов и средств автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством) могут отчуждаться из государственной или муниципальной собственности в собственность физических лиц или юридических лиц в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации, при условии использования приватизируемого имущества в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

3. Договор аренды находящегося в федеральной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта заключается без проведения торгов с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит относящийся к недвижимому имуществу смежный объект инфраструктуры порта, если этот смежный объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом порта и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в порту.

Критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта со смежным объектом порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если правом на заключение договора аренды находящегося в федеральной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта желают воспользоваться несколько лиц, обладающих предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи правом заключения договора без проведения торгов, проведение торгов между этими лицами является обязательным.

5. Заключение о наличии неразрывной связи объектов порта, указанных в пункте 3 настоящей статьи, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта.

6. Порядок сдачи в аренду находящихся в федеральной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов порта и типовые условия соответствующих договоров аренды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности.


Комментарии к ст. 53 КВВТ РФ


1. В соответствии со ст. 3 комментируемого Кодекса под речным портом (далее также — порт) понимается комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

В настоящее время на внутренних водных путях России функционирует 128 портов.

Речные порты — это сложная система, своеобразные транспортные узлы, обеспечивающие стыковку практически всех видов транспорта.

Материально-техническая база речных портов разнообразна и включает сооружения, обеспечивающие безопасность стоянки и движения судов в портах (молы, волноломы, подходные каналы), причалы, на которых производятся погрузо-разгрузочные работы, перегрузочное оборудование (краны, авто- и электропогрузчики), склады (крытые и открытые), железнодорожные пути, портовый флот (буксиры, катера), ремонтные мастерские, бункеровочные базы, средства связи и т.д. При этом одновременно с коммерческой деятельностью в речных портах осуществляется решение важнейших государственных задач, связанных с обеспечением потребностей населения страны в речных перевозках.

Эффективное управление таким комплексом требует оптимальной структуры управляющего аппарата и четкой законодательной основы.

Безусловно, существующая нормативно-правовая база не решает всех проблем, возникающих между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации. Так, остались неохваченными вопросы, связанные с функционированием и развитием речных портов и осуществлением государственного управления транспортными объектами. Это, в свою очередь, привело как к снижению объемов грузооборота в речных портах Российской Федерации, так и к ослаблению государственного контроля и надзора, которые имеют федеральное значение для нормального функционирования и развития экономики государства в целом. Кроме того, отсутствие необходимой нормативной базы на практике приводит к ряду сложностей при взаимодействии субъектов портовой деятельности, что является предпосылкой для определенного рода нарушений и отсутствия возможности эффективного контроля со стороны государственных органов.

В ходе проведения экономических преобразований в Российской Федерации в речных портах произошли кардинальные изменения в хозяйственной сфере — это приватизация, акционирование, образование новых коммерческих организаций, занимающихся стивидорной, транспортной, экспедиторской, агентской и другими видами деятельности.

Приватизация государственных предприятий начиная с 1992 года осуществлялась на основании Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», планов (программ) приватизации федерального имущества на соответствующий год, утверждаемых распоряжением Правительства Российской Федерации, а также Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 251.

Указ Президента РФ от 1 июля 1992 года N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 3 (утратил силу).

В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 1748-р и от 26 мая 2005 г. N 652-р в ведении Росморречфлота находятся 46 федеральных государственных унитарных предприятий и 76 федеральных государственных учреждений, из них в Перечень стратегических предприятий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009, входят 4 федеральных государственных унитарных предприятия (Канал имени Москвы, Росморпорт, Гидрографическое предприятие и Морсвязьспутник).

Перечень федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росморречфлота, утв. распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 1748-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 2. Ст. 177.

Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росморречфлота, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 652-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 22. Ст. 2185.

Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3313.

В настоящее время имущество, находящееся на территории порта (портовые гидротехнические сооружения, навигационное и гидрографическое оборудование, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и др.), может находиться в любой собственности.

Отнесение находящегося на территории порта государственного имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

2. С 8 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ (далее — Закон), который позволяет создавать портовые особые экономические зоны.

Портовые особые экономические зоны (далее — портовые ОЭЗ) будут создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, а также на территориях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. Портовые ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров. Портовая ОЭЗ может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а также включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования (ч. 1 ст. 1 Закона).

В соответствии с изменениями, внесенным в ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», портовые ОЭЗ будут создаваться на сорок девять лет, в отличие от других особых экономических зон, которые создаются на двадцать лет.

На момент создания портовой ОЭЗ образующие ее земельные участки (в том числе предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. На этих земельных участках могут быть расположены находящиеся в государственной, муниципальной либо частной собственности объекты инфраструктуры, используемые при осуществлении портовой деятельности. В этом случае к заявке на создание портовой ОЭЗ на основе объектов инфраструктуры речного порта должно быть приложено согласие в письменной форме владельца или владельцев этих объектов, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой ОЭЗ. Согласие владельцев не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне (ч. ч. 2 и 3 ст. 1 Закона).

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона резидентом портовой ОЭЗ может быть признана коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении своей деятельности.

Резидент портовой ОЭЗ вправе осуществлять в особой экономической зоне только портовую деятельность, а также деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры речного порта. При этом под портовой деятельностью понимаются: погрузочно-разгрузочные работы; складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг; снабжение и снаряжение судов или воздушных судов; ремонт, техническое обслуживание, модернизация; переработка водных биологических ресурсов; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке; простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара; биржевая и оптовая торговля товарами; обеспечение функционирования объектов инфраструктуры (ч. 6 ст. 1 Закона).

3. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.

Перечень портов с указанием портов общего пользования, видов осуществляемых в портах операций и расстояний между такими портами публикуется для общего сведения в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. Данный перечень утверждается с целью обеспечения недискриминационного доступа всех хозяйствующих субъектов к услугам портовой деятельности.

4. Водные пути системы европейской части страны входят в состав важнейших внутренних водных путей международного значения в соответствии с Европейским соглашением о внутренних водных путях международного значения — СМВП (далее — Соглашение СМВП), подписанным Российской Федерацией.

Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП/AGN) (вместе с Перечнем внутренних водных путей международного значения, Перечнем портов внутреннего плавания международного значения, Техническими и эксплуатационными характеристиками внутренних водных путей международного значения, Классификацией европейских внутренних водных путей международного значения) (заключено в г. Женеве 19 января 1996 г.). Соглашение вступило в силу 26 июля 1999 г. Россия подписала Соглашение 26 сентября 1997 г. (Постановление Правительства РФ от 24 сентября 1997 г. N 1211) и утвердила (Постановление Правительства РФ от 21 июля 2000 г. N 547). Соглашение вступило в силу для России 29 августа 2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. N 12. С. 12 — 36.

В настоящее время перевозки грузов и пассажиров осуществляются судами под российским флагом — решение об открытии порта для захода и обслуживания иностранных судов принимается Правительством Российской Федерации крайне редко. Существует целый ряд сдерживающих факторов открытия внутренних водных путей для плавания судов под иностранным флагом, к которым в первую очередь следует отнести:

См., например: распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1757-р // Сайт Правительства РФ в Internet — https://www.government.ru.

  • состояние инфраструктуры внутреннего водного транспорта;
  • отсутствие правового механизма привлечения внебюджетных инвестиций в строительство и модернизацию инфраструктуры внутреннего водного транспорта;
  • низкую конкурентоспособность транспортного флота;
  • недофинансирование содержания внутренних водных путей;
  • неурегулированность имущественных отношений между государством и хозяйствующими субъектами.

В соответствии с подписанными Российской Федерацией международными обязательствами будет осуществляться подготовка внутренних водных путей к открытию для прохода судов под флагом иностранного государства. Так, планируется завершить подготовку внутренних водных путей для прохода судов под флагом иностранного государства от г. Волгограда до г. Санкт-Петербурга в 2010 году.

Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2003 г. N 909-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2945.

Поэтапное открытие внутренних водных путей для судов под флагом иностранного государства является одним из направлений политики Российской Федерации по углублению международной экономической интеграции, вхождению в ВТО и присоединению к договорам и соглашениям о свободном судоходстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.