Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 39. КВВТ РФ. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды

1. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость (в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла) независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или бункерного топлива; под бункерным топливом понимаются нефтепродукты (в том числе смазочное масло), используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации либо обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, и остатки данных нефтепродуктов.

2. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов устанавливаются правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предусмотренными пунктом 2 статьи 35 настоящего Кодекса.


Комментарии к ст. 39 КВВТ РФ


1. Соблюдение норм природоохранного законодательства является первоочередной задачей государства. Как отмечает Н. Астафьев, жизнь и деятельность морского грузоперевозчика испытывают все большее давление, вызванное необходимостью использовать благоприятную для окружающей среды практику транспортировки грузов. Значительный экономический, а также экологический ущерб причиняется быстрым распространением с судовыми балластными водами организмов, не имеющих естественных врагов в новых местах обитания. Так, после долгой подготовительной работы в 2004 году принята Международная конвенция по управлению балластными водами.

См.: Астафьев Н. Экология морей — задача планетарная // Газета «Волго-Невский проспект». 13.01.2005. N 1.

Контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов на внутреннем морском транспорте осуществляется специально уполномоченными на то органами государственной власти в области охраны окружающей среды. Согласно Указу Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» органом, осуществляющим природоохранные надзорные функции, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

См.: Указ Президента от 27.09.2007 N 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2007. N 40. Ст. 4717; 2007. N 42. Ст. 5010; 2007. N 50. Ст. 6255.

Статьи 1 — 4 Положения от 30.07.2004 N 400 «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» <150> гласят: «Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также настоящим Положением. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

См.: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347; 2006. N 44. Ст. 4596; 2006. N 52. Ст. 5597; 2007. N 22. Ст. 2647.

См.: Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 N 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3260; 2004. N 32. Ст. 3347; 2005. N 52. Ст. 5759; 2006. N 52. Ст. 5597; 2007. N 22. Ст. 2645.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор:

  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
  • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  • за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений и т.д.».

Анализируя в целом правовую и практическую базу (в том числе данные статистических отчетов) в сфере охраны окружающей среды на судоходстве, следует отметить, что водный транспорт безопасен, не враждебен для окружающей среды.

Соблюдение природоохранных норм на водных объектах предусмотрено также в статьях Водного кодекса РФ (п. 13 ч. 3 ст. 11 «Охрана окружающей среды, в том числе водных объектов». Охрана водных объектов — это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, предупреждение негативного воздействия на водные объекты (сброс сточных вод).

См.: Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3075.

2. Обеспечение экобезопасности на судоходстве при эксплуатации судов устанавливается действующим законодательством и является обязанностью судовладельцев.

Так, п. «а» ст. 4 Положения «О лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров» установлено, что одним из лицензионных условий при перевозке пассажиров служит соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, Правил плавания судов по внутренним водным путям, Правил перевозок пассажиров и их багажа и Правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, утверждаемых в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

См.: Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» // СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3679.

Судебная практика обеспечения безопасности эксплуатации судов свидетельствует о том, что внутренний водный транспорт не представляет опасной угрозы для охраны окружающей среды.

3. Помимо обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей и рассмотренных выше, судовладельцы несут и другие обязанности в сфере экологической безопасности, например по поднятию затонувшего имущества. Так, собственник затонувшего имущества обязан поднять такое имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам. Таким образом, обязанность собственника поднять затонувшее имущество обусловлено угрозой безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением.

См.: Алексеева Л. Обеспечение безопасности судоходства // Законность. 2007. N 3. С. 20.

Относительно соблюдения норм природоохранного законодательства на внутренних морских путях и территориальном море см. комм. к ст. 40 настоящего Кодекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.