Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 2. КВВТ РФ. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации

Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.


Комментарии к ст. 2 КВВТ РФ


1. Комментируемая статья определяет систему законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области внутреннего водного транспорта.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российское водное законодательство тесно взаимосвязано с источниками международного права, прежде всего с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., участницей которой является Россия. Важным достоинством этого фундаментального международного договора является достаточно подробное определение правовых режимов внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря. В сущности, названная Конвенция — ключевой акт международного морского права.

На межгосударственном уровне действует так называемое международное речное право — совокупность правовых норм, определяющих статус водоемов и водотоков, находящихся на территории двух и более государств. Сферой его действия охвачены отношения по изучению, использованию и охране больших и малых, естественных и искусственных водных объектов либо целых водных систем (бассейнов рек и т.д.). Основным актом международного речного права является ратифицированная Россией Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанная в Хельсинки в 1992 г. Конвенция охватывает многие важные вопросы, связанные с использованием и охраной вод, включая обмен информацией, совместные научные исследования, координацию водохозяйственных и водоохранных мероприятий, предотвращающих любое негативное трансграничное воздействие (загрязнение вод, вред природной среде и т.п.).

Стороны принимают, в частности, все соответствующие меры:

  • для предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
  • для обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды;
  • для обеспечения использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
  • для обеспечения сохранности и, когда это необходимо, восстановления экосистем.

Меры по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения вод принимаются, насколько это возможно, в источнике загрязнения. Эти меры ни прямо, ни косвенно не должны вести к переносу загрязнения на другие компоненты окружающей среды.

При осуществлении указанных мер стороны руководствуются следующими принципами:

  • принципом принятия мер предосторожности, в соответствии с которым меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ не должны откладываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием — с другой;
  • принципом «загрязнитель платит», в соответствии с которым расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем;
  • управление водными ресурсами осуществляется таким образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Руководствуясь Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения (1996 г.), Договаривающиеся Стороны принимают положения Соглашения в качестве согласованного плана развития и строительства сети внутренних водных путей, именуемой «сетью внутренних водных путей международного значения» или «сетью водных путей категории Е», которые они намерены осуществить в рамках своих соответствующих программ. Сеть водных путей категории Е включает внутренние водные пути и порты международного значения, которые указаны в приложениях к Соглашению.

2. Определяющее положение по отношению ко всем другим источникам занимает Конституция РФ как Основной Закон нашего государства. Конституция является источником речного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция РФ (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

3. Важный источник речного права — это Гражданский кодекс РФ, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

В транспортной сфере имущественные отношения регулируются ст. ст. 784 — 800 гл. 40 «Перевозка», ст. ст. 801 — 806 гл. 41 «Транспортная экспедиция», ст. ст. 632 — 649 гл. 34 «Аренда» и многими другими статьями Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для кодификационно-комплексных транспортных актов.

Вместе с тем, как справедливо отмечает В.А. Егиазаров, следует иметь в виду, что Гражданский кодекс — отраслевой (гражданско-правовой) кодифицированный акт, а Кодекс внутреннего водного транспорта (иные транспортные кодексы) — кодифицированный акт комплексного характера, содержащий не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. Если приглядеться к содержанию норм и актов, составляющих законодательство о транспорте, то большинство их принадлежит к гражданскому, административному, финансовому, экологическому и другим отраслям права и законодательства.

4. Вступивший в силу в 2001 г. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ привел в соответствие с требованиями рыночных отношений правовую базу деятельности речного транспорта страны, поскольку прежний Устав ВВТ СССР был порождением административно-командной системы управления и обеспечивал выполнение государственных планов перевозок грузов.

К большому сожалению, в ряде случаев отмечается противоречие норм Кодекса действующему гражданскому законодательству, которое существенным образом затрудняет защиту грузоотправителями и грузополучателями своих законных прав и интересов. Так, ст. 118 Кодекса предусматривает перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за несохранность груза, перекладывая таким образом бремя доказывания вины перевозчика на грузоотправителя или грузополучателя. Данное правило противоречит общему принципу гражданского законодательства, изложенному в п. 2 ст. 401 ГК РФ, который устанавливает, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, а также ст. 796 ГК РФ, которая предусматривает презумпцию вины перевозчика за несохранность груза или багажа. В связи с этим необходимо привести ст. 118 КВВТ РФ в соответствие с правилами п. 2 ст. 796 ГК РФ.

Кроме того, по мнению О.Н. Припузовой, наличие в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ нормы об обязанности перевозчика подавать под погрузку технически исправные суда, контейнеры (ст. 71 КВВТ РФ), не подкрепленной никакими штрафными санкциями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) данного обязательства, придает этой норме декларированный характер. Отмечается, что факт повреждения или порчи груза в результате его перевозки в технически неисправном контейнере, судне влечет для перевозчика только ответственность за несохранную перевозку, но не за нарушение обязательства по подаче исправных транспортных средств. Автор предлагает дополнить Кодекс внутреннего водного транспорта РФ нормой, предусматривающей штрафную ответственность перевозчика за подачу под погрузку неисправных контейнеров, судов.

Комментируемый Кодекс имеет немало отсылочных норм и не отличается высокой степенью детализации. Следовательно, решение ряда важных вопросов оставлено другим федеральным законодательным актам. Тем не менее значение многих положений данного нормативного акта нельзя не оценить.

5. К числу источников речного права относятся указы Президента РФ, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений:

  • Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. «Об обязательном личном страховании пассажиров» (в ред. Указов Президента РФ от 6 апреля 1994 г., 22 июля 1998 г.);
  • Указ Президента РФ от 18 июля 2005 г. «О порядке и условиях командирования федеральных государственных служащих»;
  • Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. «Вопросы Министерства обороны РФ» (ред. от 9 ноября 2007 г.);
  • Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»;
  • Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования».

6. Источниками речного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы:

  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств.

По мнению М.И. Брагинского, при подготовке Кодекса внутреннего водного транспорта РФ его разработчики, видимо, ориентировались не на текст Кодекса торгового мореплавания, обеспечивающего наиболее полное регулирование договорных отношений, а скорее на Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, гарантирующего широкие возможности ведомственного нормотворчества и предусматривающего односторонние преимущества для транспортных организаций.

Внутренний водный транспорт регламентирован, в частности, следующими нормативными актами:

  • Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 71 «Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. N 690 «Об утверждении Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования»;
  • Постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 349 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания»;
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 (ред. от 18 января 2007 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте»;
  • распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 1800-р (ред. от 7 июля 2005 г.) «Об утверждении Перечня внутренних водных путей Российской Федерации»;
  • Приказ Минтранса России от 16 января 2006 г. N 7 «Об утверждении Перечня бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, в которых создаются квалификационные комиссии»;
  • Приказ Минтранса России от 2 ноября 2003 г. N 195 «Об утверждении Положения о порядке присвоения названия судам внутреннего водного транспорта»;
  • Приказ Минтранса России от 30 сентября 2003 г. N 194 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте»;
  • Приказ Минтранса России от 24 декабря 2002 г. N 158 (ред. от 22 апреля 2003 г.) «Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации»;
  • Приказ Минтранса России от 5 декабря 2002 г. N 155 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте»;
  • Приказ Министерства природных ресурсов России от 4 июля 2007 г. N 169 «Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов».

В 2005 году планировалось разработать целый пакет нормативных актов в области внутреннего водного транспорта, из которых Правительством принято лишь одно Постановление «Об условиях плавания по внутренним водным путям военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной и муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях».

В планах Правительства остались следующие нормативные акты — постановления: «О порядке установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа, буксировку судов и иных плавучих объектов и на другие услуги внутреннего водного транспорта, а также о правилах применения таких тарифов»; «Об органах, осуществляющих выдачу предусмотренных международными договорами РФ документов на осуществление судоходства, связанного с пересечением Государственной границы РФ»; «О порядке получения разрешения на плавание судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям РФ»; «О негосударственных организациях по лоцманской проводке судов по внутренним водным путям»; «О порядке установления портовых сборов, их ставок и правил применения».

7. Нормативное закрепление в ст. 5 Гражданского кодекса РФ, ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ возможности применения в качестве источника права обычая делового оборота свидетельствует о том, что законодатель осознает потребность дополнительного, вспомогательного регулирования общественных отношений, учитывающего их специфику.

Под обычаем делового оборота следует понимать правило поведения, субсидиарно используемое для урегулирования основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности обязательственных отношений участников экономической деятельности, возникающих из заключаемых между ними договоров в связи с передачей имущества, выполнением работ, оказанием услуг и т.п., а равно в связи с необходимостью воздержаться от определенного действия.

Наиболее активно термином «обычай» оперирует все-таки Кодекс торгового мореплавания РФ, выделяя такие его разновидности, как морские обычаи (п. 3 ст. 70), портовые обычаи (п. 2 ст. 129, п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 131, ст. 132), международные обычаи торгового мореплавания (п. 2 ст. 285, п. 2 ст. 297, п. 1 ст. 414).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.