1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 — 4 статьи 5.27.1, статьями 5.28 — 5.34, частью 1 статьи 14.54, статьей 15.34 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
- главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
- руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспектора труда, их заместители;
- главные государственные инспектора труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
- руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспектора труда, их заместители;
- главные государственные инспектора труда соответствующих государственных инспекций труда;
- главные государственные инспектора труда;
- старшие государственные инспектора труда;
- государственные инспектора труда.
Комментарии к ст. 23.12 КОАП РФ
1. С 2004 г. функции надзора и контроля в сфере соблюдения трудового законодательства и охраны труда переданы в ведение Федеральной службы по труду и занятости, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 (с изм. и доп.) и которая находится в ведении Минздравсоцразвития России. Указанная Служба осуществляет функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как непосредственно, так и через свои территориальные органы в субъектах РФ. В ведении этих органов находятся государственные инспекции труда в субъектах РФ. На данную Службу и ее территориальные органы возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях.
2. В комментируемой статье перечислены конкретные статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда, законодательства о коллективных договорах, о сокрытии страховых случаев.
3. Рассматривать дела по статьям, перечисленным в ч. 1 комментируемой статьи, вправе государственные инспекторы по труду и охране труда, входящие как в центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости, поскольку данная Служба явилась воспреемницей Федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), так и в территориальные органы данной Службы (государственные инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные государственные инспекции труда и органы по регулированию коллективных трудовых споров) (см. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2004 г. N 252 с изм. и доп.). Должностные лица этих инспекций (соответствующие правовые инспекторы и инспекторы по охране труда), упомянутые в ч. 2 комментируемой статьи, рассматривают дела об административных правонарушениях.